Себестоимость входит в число наиболее важных показателей производственного процесса и позволяет отразить различные стороны деятельности компаний.
Ее уровень напрямую связан с качеством и объемами производимых товаров, расходами на зарплату, материалы, станки, использованием времени рабочих. Что же такое себестоимость? И какова ее структура?
Что такое себестоимость?
Себестоимость – это совокупность средств, которые компания тратит на изготовление и продажу своей продукции. По факту она представляет собой денежное выражение затрат компании и входит в обязательную систему управленческого учета.
Именно на ее основе лежит большая часть решений, принимаемых бизнесменами, поскольку от себестоимости во многом зависит рентабельность и прибыль предприятия.
Какие виды себестоимости бывают?
В зависимости от размеров затрат, осуществляемых в процессе изготовления товаров, себестоимость может быть цеховой, производственной и полной. Цеховая включает в себя все расходы, которые понесли цеха и другие структуры, принимавшие участие в изготовлении.
Производственная рассчитывается суммированием цеховой себестоимости и общих целевых расходов компании на изготовление товаров, а полная учитывает затраты не только на производство, но и на реализацию и другие сопутствующие услуги.
Из чего складывается себестоимость?
Затраты, образующие себестоимость товаров, группируют согласно их экономическому содержанию:
— Материальные, куда входит стоимость комплектующих, сырья, энергии, затрачиваемой на производство, и общепроизводственные затраты.
— Зарплата. В этой группе учитываются расходы на трудовую оплату, в том числе заработок основного и вспомогательного персонала, служащих и работников интеллектуальной сферы.
— Отчисления на соцнужды (затраты на пенсионное и социальное страхование, на медицинские полисы, в фонд занятости).
— Амортизация основных средств, то есть частичный перенос на себестоимость средств, связанных с износом оборудования.
— Прочие затраты – средства, потраченные на реализацию продукции, транспортировку, маркетинг и т. д.
Существует и другая классификация расходов – по статьям калькуляции, которая характеризует назначение издержек и то место, где они возникли. В этот перечень входят 10 наименований:
— сырье (материалы, полуфабрикаты);
— топливо, расходуемое на изготовление товаров;
— амортизация;
— основная зарплата (оклады, сдельные тарифы);
— дополнительная зарплата (надбавки, доплаты);
— средства на командировки;
— расходы, связанные с деятельностью сторонних компаний;
— общепроизводственные расходы;
— затраты на социальные мероприятия;
— административные издержки.
Как рассчитывается себестоимость?
Главными показателями при расчете себестоимости выступают себестоимость всей товарной партии, себестоимость единицы товара и затраты на 1 рубль продукции. За основу берутся отчет о прибылях и убытках, сметы затрат на производство, а также приложения к балансу годовой отчетности предприятия.
При исчислении используются условно-постоянные и переменные затраты компании. Размеры переменных расходов могут меняться в зависимости от выпуска продукции, условно-постоянные издержки сохраняются неизменными и включают в себя амортизацию, заработок управленцев и обслуживающего персонала, расход на аренду помещений.
Зачем нужно планирование себестоимости?
Планирование себестоимости проводится с целью повысить рентабельность предприятия. Для этого управленцы выявляют имеющиеся резервы для снижения затрат и стараются увеличить внутрихозяйственные накопления.
Благодаря уменьшению издержек предприятиям удается значительно повысить объемы выпускаемой продукции и, соответственно, добиться роста рентабельности. Как правило, планирование себестоимости исходит из расходов сырья, издержек на реализацию и маркетинговые мероприятия, а также учитывает прогрессивные нормы затрат труда.