Главная / Общество / Что такое марксизм и в чём его суть?

Что такое марксизм и в чём его суть?

Философское и экономическое учение, сформировавшее современный нам мир, марксизм до сих пор, спустя почти полтора столетия после его создания, вызывает ожесточенные споры.

Для многих он является не просто очередной оторванной от реальной жизни теорией, но непосредственным руководством к действию, рецептом для построения справедливого и гармоничного общества. Что такое марксизм и в чем его суть?

Карл Маркс и его учение

Создать непротиворечивую и всеобъемлющую картину окружающего мира пытались многие философы, но в наибольшей степени это удалось только Карлу Генриху Марксу из немецкого городка Трира, и его многолетнему другу и соратнику Фридриху Энгельсу.

Марксизм как учение сформировался во второй половине XIX века, когда в странах Европы угнетение буржуазией рабочих привело к череде восстаний, ни одно из которых не завершилось успехом. В 1847 году Марксом был сформулирован знаменитый Манифест коммунистической партии, который стал прямой программой действий для нескольких последующих поколений, в том числе в России.

В дальнейшем Марксом была создана многосторонняя теория, впоследствии легшая в основу множества современных теоретических работ и практической деятельности. Она состоит из трех основных направлений:

философского, включающего диалектический материализм, как методологию познания, и исторический материализм, как воплощение этой методологии в изучении истории человечества;

экономического, содержащего учение о роли прибавочной стоимости, лежащей в основе современной экономики;

социологического – теории классового общества и классовой борьбы, итогом которой должно стать создание бесклассового коммунистического общества.

Совокупность интеллектуального наследия Маркса и его единомышленника Энгельса сегодня носит название марксизма. До сих пор это учение не потеряло актуальности для современного нам мира.

Что такое диалектический и исторический материализм в марксизме?

Метод диалектики как основной инструмент познания мира был заимствован Марксом у другого немецкого философа – Георга Гегеля. Впрочем, Маркс не просто использовал диалектику в своих работах, но создал на ее основе целое учение.

В основе диалектики лежит постулат о том, что весь мир состоит из элементов с противоположными свойствами, и их взаимодействие является обязательным условием существования материи.

Согласно Марксу, эти взаимодействия происходят в рамках трех основных законов:

единства и борьбы противоположностей, в которой ни одна из противостоящих сторон не может добиться перевеса;

скачкообразного перехода количественных изменений в новое качество, когда до определенного момента изменения, появляющиеся в ходе борьбы противоположных начал, не изменяют качества всей системы, но с накоплением их критического веса происходит качественный скачок на новый уровень развития;

отрицания отрицания: после скачкообразного перехода система вначале отрицает все признаки предшествующего состояния, но затем происходит возврат к предыдущим позициям, и отрицанию подвергаются уже признаки нового состояния, на качественно ином уровне. Начальное состояние системы в этой парадигме называется тезисом, отрицание после скачка – антитезисом, а отрицание отрицания – синтезом.

На базе диалектического был разработан так называемый исторический материализм, который все изменения, происходящие в течение тысячелетий в человеческом обществе, рассматривает с точки зрения материалистической диалектики.

Основную роль в общественном развитии он отводит материальным благам и способам их производства, которые и обуславливают все изменения в построении общества. Противоречия, возникающие между двумя классами – классом неимущих производителей материальных ценностей и классом собственников – определяют их взаимоотношения в тот или иной исторический период.

Что такое прибавочная стоимость?

Понятие прибавочной стоимости является основополагающим в экономической теории, созданной Марксом. Она образуется в ходе обработки первичного природного сырья и преобразования его в конечный продукт для использования потребителем.

Допустим, воз глины для производства горшков стоит один рубль. Мастер-горшечник покупает эту глину и за месяц вручную изготавливает из нее сто горшков, которые продает за сто рублей, т.е. по рублю за горшок. Прибавочная стоимость тут, условно говоря, составляет 99 рублей в месяц, которые достаются горшечнику. Т.е. за месяц горшечник своим трудом создал новую стоимость в размере 99 рублей.

Если же рядом капиталист открывает горшечную фабрику, оборудование которой позволяет изготавливать сто горшков не в месяц, а в день, разница между стоимостью глины и проданных горшков распределяется несколько по-другому:

— 3 рубля – зарплата наемного работника;

— 96 рублей – прибыль капиталиста.

Разумеется, из этих 96 рублей необходимо вычесть амортизационную стоимость оборудования горшечного производства и прочие накладные расходы, но конечная прибыль капиталиста все равно остается достаточно большой по сравнению с доходом одного горшечника.

Прибавочная стоимость в этом случае распределяется между участниками производственного процесса непропорционально: большую часть забирает собственник, а непосредственным создателям горшков достается мизерная часть. Капиталист заставляет своих работников трудиться больше, чем нужно, чтобы они производили прибавочную стоимость не только для себя, но и для него.

В дальнейшем эта прибавочная стоимость становится основанием для еще более активной эксплуатации непосредственных производителей, которые не обладают ничем, кроме собственной рабочей силы.

Что такое классовая теория марксизма?

Согласно Марксу, человеческое общество во все исторические периоды было разделено на антагонистические классы – класс эксплуатируемых и класс эксплуататоров, интересы которых диаметрально противоположны и определяются их отношением к собственности.

Бесклассовым было разве что общество первобытных людей, не имеющих собственности. Но по мере развития производительных сил появилась и эксплуатация одних членов общества другими.

Все исторические события являются эпизодами этой борьбы, в которой представители угнетаемого класса стремятся добиться для себя большей свободы и лучших условий существования, а угнетатели – напротив, лишить угнетаемых как можно большей части прав.

Характер взаимоотношений классов определяют отношения к средствам и продуктам производства: эксплуатируемые отчуждены от того и другого, эксплуататорам же то и другое принадлежит по праву собственности.

В ходе развития человеческого общества угнетаемый класс постепенно добивается всё больших прав, но и эксплуататоры усложняют методы угнетения. Так, сегодня человек труда, казалось бы, лично свободен – но зарабатывает зачастую только на то, чтобы как-то прокормить семью. Он опутан кредитными обязательствами, которые заставляют работать еще больше.

Все заработанные средства он отдает эксплуататорам в той или иной форме – через налоги, кредиты, непомерные цены на самое необходимое. Даже «демократические» выборы власти на самом деле оказываются обманом, так как выбирать представитель угнетенного класса может только из представителей класса угнетателей – других к выборам просто не допускают.

Как мы видим, марксизм и сегодня не потерял своей актуальности. Наследие Карла Генриха Маркса, а также работы его последователей требуют самого внимательного и вдумчивого изучения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.