Поступив после школы в ВУЗ, многие молодые люди поначалу теряются, не зная, как приспособиться к новой форме подачи учебного материала – лекционной.
В школе учиться было намного проще: всё, что нужно было заносить в тетрадь, учитель медленно диктовал, следя, чтобы все успевали записывать. На лекциях в ВУЗе никто не заставляет конспектировать материал, но зато готовиться к семинарам и сессиям без хорошего конспекта очень сложно. Что же такое лекция в университете, и как на ней нужно себя вести?
Что такое лекция? Значение слова.
Слово «лекция» заимствовано из латыни, которая в средневековой Европе была официальным языком науки и студенчества. Слово «lectio» означает «чтение». В наши дни лекциями называют:
— связное, последовательное изложение какой-либо темы в устной форме, предназначенное для обучения слушателей;
— письменное изложение курса публичных чтений, запись изложенного в устной форме преподавателем материала;
— учебное занятие, обычно длящееся полтора часа с небольшим перерывом, в ВУЗе или колледже.
В России лекционную форму обучения ввёл основатель первого университета в нашей стране М. Ломоносов. С тех пор она неизменно используется как основная методика подачи учебных материалов, многократно подтвердившая свою необходимость для учащихся.
Виды лекций
В процессе обучения преподаватели используют разные виды лекций:
— лекции общего курса – наиболее распространенный тип, это системная и последовательная подача учебного материала в форме устного монолога;
— вводные — излагающие основные вопросы или понятия, которые будут рассматриваться в ходе изучения предмета или учебного курса;
— обзорные – касающиеся самых общих вопросов рассматриваемой тематики, наиболее часто используются для изложения материала студентам-заочникам либо перед экзаменами;
— комплексные – с подачей материалов сразу нескольких смежных научных или практических специальностей, обычно читаются на спецкурсах или на курсах повышения квалификации.
Чтобы учебные материалы лучше усваивались и запоминались студентами, преподаватели могут использовать разные формы подачи лекционного материала:
— традиционную – описательное изложение учебной темы в форме монолога;
— беседу – изложение материала с вовлечением студентов в совместное размышление над освещаемыми темами;
— проблемную – лекцию, в которой сочетается традиционное изложение части материала с самостоятельной работой над второй частью, где преподаватель очерчивает проблему и подсказывает пути решения, но студенты должны сами понять, как она решается;
— провокационную – лекцию, в ходе которой преподаватель намеренно допускает ошибки, которые студенты должны обнаружить;
— визуализованную – с использованием современных технологий визуализации, которые делают подачу материала более доступной и наглядной благодаря использованию рисунков, диаграмм, анимации и др.;
— пресс-конференцию – лекцию, тему которой задают студенты, они же определяют её содержание, подавая перед началом лекции записки с вопросами по теме, на которые в ходе изложения отвечает преподаватель;
— перекрёстную – лекцию, в которой принимают участие два преподавателя, а изложение напоминает диспут или диалог, где один излагает проблему, второй её раскрывает, первый дополняет, второй возражает и т.д.
Как студент должен себя вести на лекции?
Основной целью посещения лекций является получение знаний, поэтому желательно:
— посещать все лекции, указанные в расписании занятий, не пропускать их иначе, чем по уважительной причине;
— на лекции слушать преподавателя и стараться вести конспект, одновременно, если есть возможность, записывая лекцию на видеокамеру или диктофон;
— задавать преподавателю вопросы в ходе или после лекции, если что-то было непонятно или для того, чтобы обратить на себя внимание;
— дома обязательно просмотреть конспект и прослушать запись, дополнить законспектированную тему пропущенными важными моментами.
Возможно, вышесказанное выглядит банально и скучно, однако именно такой подход поможет хорошо усваивать учебные материалы и не страдать во время сессий из-за невозможности выучить всё за один-два дня.