Главная / Работа / Краудсорсинг – что это такое и где применяется?

Краудсорсинг – что это такое и где применяется?

Одно из модных явлений последних десятилетий, непосредственно связанное с популяризацией соцсетей и интернет-серфинга. Краудсорсинг – это процесс привлечения способностей множества людей ради решения конкретной задачи.

Причем люди участвуют в этом процессе исключительно на добровольной основе, а не за вознаграждение. Состав «команды» не является фиксированным, и к поиску решения могу подключаться все желающие.

Краудсорсинг существует благодаря энтузиастам, увлеченным каким-либо делом. Любителям интересно принять участие в проекте, что называется, «из любви к искусству». Как вариант – вознаграждением может стать сам факт причастности к проекту.

Примеры краудсорсинга

Самый широко известный в русскоязычном сегменте Интернета – Википедия, статьи в которую могут добавлять все, как и редактировать написанное. Хотя изначально проект был рассчитан на участие ученых и экспертов, постепенно к составлению Вики подключились и непрофессионалы, владеющие интересными и правдивыми фактами о том или ином вопросе.

Аналогичный пример – Оксфордский словарь английского, составители которого при поддержке широкой общественности смогли внести в каталог все слова в языке и подобрать к каждой лексеме пример ее использования. На эту колоссальную работу добровольцы потратили 70 лет.

Как это работает?

Создать разветвленную краудсорсинговую платформу проще всего через соцсети. Пример: писатель трудится над романом об альпинистах, и ему нужно знать детали и подробности – названия снаряжения, принцип его сборки, возможные риски и так далее. Автор «бросает клич» в соцсети и те, кто увлекается альпинизмом, охотно делятся с ним своими знаниями. Альтернативный вариант – отправить ассистента перелопачивать специальную литературу, а это уже – затраты драгоценного времени (да и ассистенту придется заплатить).

Еще пример: режиссер снимает для фильма сцену в комнате начала 80-х годов. Чтобы оформить помещение, ему нужны детали – люстра, мебель, ковры, фотообои тех времен. В реквизиторской всего этого может и не быть, а поиск путем краудсорсинга решает проблему легко и быстро. Аналогичным образом создавались документальные фильмы о жизни в СССР: телезрителей просили присылать на студию сохранившиеся записи с проекторов.

В краудсорсинге хорошо то, что он помогает найти человека даже с самым необычным хобби. При этом помощь для этого человека не представляет никаких сложностей и не требует усилий – вся нужная инициатору проекта информация и так у него в голове. Именно поэтому краудсорсинг обычно не связан с материальным вознаграждением.

Типы краудсорсинга

Явление может затрагивать социальную (обсуждение Генплана застройки города), политическую (сбор мнений о новом законопроекте) или бизнес-сферу (разработка лого или поиск названия для фирмы).

По типу задач, которые призван решить краудсорсинг, он может быть направлен на создание продукта, сбор информации, сбор мнений, организацию службы поддержки, поиск решения, подбор персонала. Есть и отдельный подвид, получивший особое развитие – краудфандинг (сбор денег на конкретный проект).

В чем плюсы?

— Заказчик получает максимально широкий охват аудитории. Но для поиска исполнителей не прилагает ни дополнительных усилий, ни средств.

— Вовлеченные в процесс люди настолько захвачены идеей реализации, что мотивируют окружающих и привлекают максимальное внимание к проекту.

— Инициатор может выбирать из множества вариантов – это своего рода брейнсторм глобального масштаба. Учитывая, что Интернет охватывает всю планету, свои предложения могут присылать даже люди с других континентов.

— Соблюдение дедлайна. Большая часть краудсорсинговых проектов имеют четко поставленные сроки выполнения.

— Экономия средств: не нужно оплачивать труд консультантов.

Аргументы «против»

Многие считают, что «коллективный разум» не может быть эффективным. И что толпа, состоящая из очень разных людей, вряд ли придумает что-то ценное с точки зрения успешности проекта. Настораживает критиков и не всегда справедливый принцип распределения «бонусов»: вознаграждение (читай – доход или известность) от реализации проекта получает ограниченное число людей. По этой причине краудсорсинговые проекты не интересуют профессионалов, время которых стоит слишком дорого.

С точки зрения инициатора проекта краудсорсинг – не всегда самое дешевое решение; нужны ресурсы на общение с аудиторией, рекламную поддержку и так далее. Хотя, с другой стороны, множество вариантов выбора и креативность предлагаемых решений покрывают этот недостаток. Кроме того, краудсорсинг, особенно в научной сфере, где важна уникальность предложенного решения, иногда оказывается единственно возможным вариантом реализации идеи.



Один комментарий

  1. Если интересна тема, рекомендую посмотреть реально работающий в нашей стране краудсорсинговый проект в Белгороде «Народная экспертиза».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *