Во всем многообразии философских течений можно выделить два основных направления, основанных на противоположных предпосылках.
В течение многих веков противоречие между ними являлось предметом умозрительных изысканий и философских диспутов, более того, многие склонны придавать этому противоречию столь важное значение, что считают его основным вопросом философии. Речь идет о философском противоречии между идеализмом и материализмом.
Что такое идеализм в философии?
Под термином «идеализм» подразумевается широкий спектр философских учений, основанных на утверждении о первичности сознания по отношению к материи, мышления по отношению к бытию, духа по отношению к природе. С этой точки зрения материю можно понимать либо как продукт деятельности сознания, либо как возникающую в сознании иллюзию. В философии принято различать объективный и субъективный идеализм.
Сторонники объективного идеализма утверждают, что причиной существования материи является «мир идей» или «мировой разум»; представители субъективного идеализма считают, что материи, как независимой от сознания субстанции, не существует вообще, а наблюдаемые нами предметы представляют собой всего лишь комбинацию наших ощущений и не имеют самостоятельной сущности.
Другими словами, объективные идеалисты придерживаются мнения, что материальные объекты возникают как результат работы сознания или «движения духа», а идеалисты субъективные исповедуют точку зрения, согласно которой материальный мир по своей сути ничем не отличается от сновидения или галлюцинации.
Сторонниками объективного идеализма являлись такие философы как Платон, Аристотель, Лейбниц, а к представителям школы субъективного идеализма относятся Беркли, Юм, Кант.
Крайней формой субъективного идеализма является так называемый солипсизм — философская доктрина, признающая единственной и несомненной реальностью только индивидуальное сознание, отрицая существование объективной реальности как таковой.
Разница между солипсизмом и другими, менее экстремальными формами субъективного идеализма заключается в том, что сторонники солипсизма считают несомненной реальностью только собственное сознание или восприятие, а остальные идеалисты верят в существование пусть и нематериального, но объективно существующего мира, общего для всех.
Что такое философский материализм?
Философская концепция материализма прямо противоположна идеализму: материалисты считают первопричиной бытия материю, любые идеальные явления они рассматривают лишь как результат взаимодействия материальных объектов. Человеческое сознание с этой точки зрения является свойством высокоорганизованной материи — головного мозга. Философы-материалисты придерживаются мнения, что любая идея является лишь отражением процессов, происходящих в материальном мире. Известнейшими сторонниками материализма были Эпикур, Бэкон, Маркс, Энгельс, Ленин.
Материалисты исходят из предпосылки, что материальный мир реален и познаваем, а наши знания о нем могут служить основой для целесообразной практической деятельности. Материалистическая философия распространяет законы материального мира на все наблюдаемые явления, в том числе и на процессы, происходящие в человеческом социуме. При этом материализм не отрицает духовных потребностей человека, он лишь называет их вторичными по отношению к материальным потребностям.
Альтернативные точки зрения
Хотя на первый взгляд идеализм и материализм отрицают друг друга, на самом деле они не являются полностью взаимоисключающими точками зрения на взаимосвязь сознания и материи. В философии существуют альтернативные воззрения, сглаживающие кажущееся противоречие и дающие собственный ответ на основной философский вопрос.
Некоторые философы рассматривают материю и сознание как два равноправных начала, существующих параллельно. Такое философское воззрение называется дуализм, известнейшими его сторонниками являлись Декарт, Ньютон, Вольтер. В рамках философского дуализма существует несколько течений, по-разному описывающих взаимосвязь между идеальным и материальным миром. Некоторые сторонники дуализма считают сознание и материю принципиально разными, независимыми друг от друга субстанциями, другие видят в них различные проявления одних и тех же сущностей и процессов.
Рассматривая данный вопрос, следует упомянуть еще об одном философском течении — агностицизме. Агностики не отрицают существование объективной реальности, но считают принципиально невозможным ее познание через любые формы субъективного опыта. С точки зрения агностицизма вопрос о взаимоотношении идеального и материального миров является чисто умозрительным и не имеет ни малейшего практического смысла, так как познать характер этих взаимоотношений нам все-равно не дано.