Задания на фонетический разбор слова встречаются очень часто, включаются они и в билеты ЕГЭ по русскому языку.
Что нужно для того, чтобы правильно делать фонетический разбор?
Развивать фонетический слух (способность различать звуки речи, разграничивать их, выделять фонемы).
Знать, какие звуки присутствуют в русском языке, уметь обозначать их специальными символами.
Уметь анализировать фонетическую структуру слова, проговаривая его вслух.
В русском языке слова пишутся не так, как говорятся – с этим фактом дети сталкиваются, когда учатся писать и читать. Позже они начинают изучать фонетику и учатся делать фонетический разбор. В учебных текстах слова, которые нужно проанализировать с фонетической точки зрения, помечаются цифрой 1.
Цель фонетического разбора – выделить слоги, определить звуковой состав слова, выполнить элементы графического анализа. Делая фонетический разбор, нужно обязательно произнести слово вслух, вслушаться в каждый звук. Когда вы продвинетесь в данном виде анализа, то сможете произносить слово про себя, приобретете автоматический навык.
Буквенное написание слова, к которому мы привыкли с момента изучения азбуки, оказывает на нас серьезное влияние. Важно научиться абстрагироваться от него, вслушиваться в звучание. Многие школьники именно по этой причине испытывают серьезные затруднения с выполнением фонетического анализа. Чтобы преодолеть эту проблему, нужно постоянно тренироваться, делать разборы слов регулярно.
План фонетического анализа:
1. Выписать слово.
2. Произнести слово вслух несколько раз.
3. Разбить слово на слоги, поставить ударение.
4. Записать слово в транскрипции, то есть так, как оно звучит. Записав транскрипцию, вы, может быть, удивитесь необычному виду знакомого слова (помним, что буквы и звуки – не одно и то же, орфография и фонетика – разные дисциплины.). Нельзя вносить изменения в транскрипцию только из-за того, что слово стало «странным».
5. Выписать буквы в столбик и напротив каждой указать звук, который она обозначает. Охарактеризовать каждый звук с фонетической точки зрения. Гласные – ударные, безударные. Согласные – твердые-мягкие (парные, непарные), звонкие – глухие (парные, непарные).
6. Подсчитать количество букв и звуков.
Делая фонетический разбор, нужно помнить некоторые важные закономерности русской фонетики, например:
— буквы я, ё, е, ю обозначают два звука (й-а, й-э, й-о, й-у), если находятся в начале слова, после гласной, ь и ъ;
— мягкость согласных обозначают последующие буквы и, е, я, ё, ю, ь. Но также присутствует смягчение последующей мягкой согласной, как в слове впереди [ф` п` и р` и д` и];
— согласные имеют сложную характеристику, существуют парные и непарные согласные по мягкости-твердости и глухости-звонкости. Есть только мягкие (ч, щ, й) и только твердые согласные (ш, ж, ц) – эти звуки непарные по мягоксти-твердости. Только глухие (х, ц, ш, щ) и только звонкие (й, л, р, н, м) – непарные по глухости-звонкости;
— ь и ъ обозначают «ноль звука»;
— в некоторых позициях согласные оглушаются или озвончаются. Как в словах – пруд [п р у т], сбежать [з б` и ж а т`];
— безударные гласные звучат не так, как ударные. Вместо о слышится а, вместо е – и, вместо я — и;
— в некоторых словах может слышаться звук й, который на письме отсутствует. Как в слове соловьиный – [с а л а в` й и н ы й]
— количество букв и звуков может не совпадать.
Пример фонетического разбора.
Разберем слово отбелить.
От-бѐ-лить – 3 слога
[адб`ил`ит`]
о — [а] гласный, безударный
т — [д] согласный, твердый (парный), звонкий (парный)
б — [б`] согласный, мягкий (парный), звонкий (парный)
е — [и] гласный, безударный
л – [л`] согласный, мягкий (парный), звонкий (непарный)
и – [и] гласный, ударный
т – [т`] согласный, мягкий (парный), глухой (парный)
ь – [-]
8 букв, 7 звуков
Сделав фонетический разбор, произнесите слово еще раз, повторите его. Это поможет выявить и исправить возможные ошибки.