У людей с художественным образованием термин «биеннале» вопросов не вызывает, чего не скажешь о гражданах, по роду своей деятельности или образу жизни не слишком связанных со сферой искусства.
Обладающее латинскими корнями, это слово означает периодичность проведения чего-либо один раз за двухлетний срок. В творческих кругах под этим выражением принято понимать публичное событие, чаще всего выставку, фестиваль, показ работ уже признанных или только начинающих деятелей культуры.
Зачем нужно проведение биеннале?
Если классические произведения длительное время выставлены на всеобщее обозрение в коллекциях известных мировых или национальных музеев, то для демонстрации новых работ периодически и проводятся биеннале. Обычно этот термин используется применительно к современному авангардному искусству, а само мероприятие преследует множество целей:
— ознакомление публики с достижениями современного искусства, это могут быть не только картины, но и фотографии, графика, скульптуры, инсталляции с применением высокотехнологичных либо, наоборот, естественных материалов;
— создание творческой атмосферы для деятелей культуры, стимуляция их на формирование новых идей для дальнейшего креатива;
— привлечение интереса разных слоев общества к проектам архитекторов, художников и прочих представителей «творческой касты», благодаря чему улучшаются условия работы личностей в искусстве, например, талантливые, но малоизвестные авторы могут найти финансирование для продолжения своей деятельности;
— для властных структур регионального или городского уровня проведение биеннале становится способом оказания косвенного влияния на экономическое состояние территории, спонсируя культурное мероприятие, руководство местности привлекает новых туристов, стимулирует развитие инфраструктуры и транспорта.
Главный центр биеннале в мире
Принципы организации, формат и продолжительность проведения, структура и творческая направленность выставок подобного плана были впервые реализованы в Венеции в 1895 году. Предпосылкой для этого было то обстоятельство, что именно здесь сложилась благоприятная для развития культуры общественная среда.
Задуманное консулом Венеции Риккардо Сельватико мероприятие носило соревновательный характер, на нем планировалось показывать работы представителей самых разных художественных течений из различных стран.
Первоначально для проведения этого события в садах Джардини был выстроен павильон «Про Арте». Позднее один за одним в Венеции начали возводиться национальные павильоны: в 1907 году бельгийский, в 1909 – английский, немецкий и венгерский, в 1914 – российский.
К 1930 году масштабы Венецианского биеннале выросли, выставка из сугубо художественной переросла в центр всего современного искусства тех времен. Сложившиеся тенденции продолжились и далее. Так, в 1980 году здесь были впервые представлены архитектурные изыски, а в 1999 году в рамках события начали проводить Международную выставку танца.
Теперь те деятели культуры, работы которых удостоились права демонстрации в Венеции считаются авторитетными, модными и престижными. Успех и богатые традиции Венецианского биеннале позволили мероприятию обрести статус «золотого стандарта» в своей отрасли.
Организаторы национальных и региональных выставок современного искусства берут пример с их итальянских коллег.
Где еще проводятся биеннале?
Чаще всего, когда говорят «биеннале», то подразумевают выставку современного искусства в Венеции. Однако и в других странах мира существует подобная практика. Особого внимания заслуживает международная биеннале в бразильском Сан-Паулу, проводимая уже с 1951 года с традиционной периодичностью раз в два года.
В турецком Стамбуле первая биеннале проведена в 1987 году. Начиная с 1996 года, страны дальнего востока представляет Шанхайская выставка современного искусства. В России культура современного искусства демонстрируется на Московской биеннале, первый такой ивент состоялся зимой 2005 года.