Как известно, конкуренция является основой рыночной экономики.
Вы слышите это слово и его производные буквально каждый день и думаете, что это понятие хорошо вам известно. Но всё ли вы на самом деле знаете о конкуренции в сфере экономики? Давайте проверим.
Что означает слово «конкуренция»?
В чём суть конкуренции?
Чем хороша конкуренция для экономики?
Какие виды конкуренции бывают?
Что такое конкуренция простыми словами?
Что означает слово «конкуренция»?
Конкуренция – слово, произведенное от латинского «concurro», означающего «сталкиваться». Это основное понятие рыночной экономики, основанной на частной собственности, означающее борьбу производителей на рынке за возможность получать наиболее высокие прибыли. Идеальная конкуренция, в представлении экономистов – это рынок с неограниченным количеством продавцов и товаров, среди которых покупатель выбирает лучший.
На практике неценовые, а порой и недобросовестные формы конкуренции зачастую предоставляют преимущество отдельным производителям или их группам. Правительства экономически развитых стран создают для своих производителей льготные условия, не допуская появления на рынках посторонней продукции.
Конкуренция в конечном итоге приводит к вытеснению с рынка мелких производителей либо к полному контролю их деятельности крупными компаниями, имеющими возможность влиять на механизм ценообразования, потоки сырья и энергоресурсов.
В представлении современных экономистов конкуренция – это мощный фактор самоорганизации рынка, который автоматически приводит к успеху тех участников экономического процесса, которые смогут предложить потребителю самые выгодные условия.
Считается, что рыночный конкурентный процесс обязательно способствует устранению недобросовестных участников рынка и их вытеснению, так как покупатель всегда выбирает лучшее соотношение цены и качества товара.
Объектом конкуренции является конечный потребитель, принимающий решение о покупке того или иного товара или услуги в соответствии с их качеством и доступностью.
Чем хороша конкуренция для экономики?
В определенной степени наличие конкуренции является благом не только для экономики, но и для любой сферы деятельности: науки, искусства, шоу-бизнеса и т.д. Участники рынка вынуждены постоянно совершенствовать качество своей продукции, уровень сервиса и другие факторы, в соответствии с которыми потребитель делает свой выбор в пользу того или иного продукта.
В то же время свободная, ничем не ограниченная конкуренция обязательно приводит к появлению одного или нескольких сильнейших производителей, которые получают господствующие позиции на рынке и могут диктовать остальным свои условия. Поэтому в законодательствах многих стран имеются антимонопольные законы и другие регуляторы, ограничивающие конкурентную борьбу разумными рамками.
В целом механизм конкуренции чрезвычайно полезен для развития экономики и общества в целом. Он не дает ни одному из участников рынка успокаиваться на достигнутом, поощряет поиск новых, более привлекательных и экономически выгодных решений. В конечном итоге от конкуренции выигрывает потребитель, который получает достаточно качественные продукты по разумной цене.
Какие виды конкуренции бывают?
Поскольку конкуренция является многоплановым понятием, экономисты различают множество ее видов в зависимости от принципа систематизации.
По принципу организации рыночных условий конкуренция может быть:
— совершенной – при наличии множества независимых и равноправных производителей, свободного доступа к ресурсам и товарам, свободно распространяемой информации, а также сопоставимости продуктов по основным показателям;
— несовершенной – осуществляемой при нарушениях принципов равноправия участников рынка, ограничении самостоятельности производителей, контроле отдельных участников рынка за его сегментами и т.д.
По характеру своего развития конкуренцию подразделяют на:
— ценовую, при которой основным инструментом влияния на выбор покупателя являются цены;
— неценовую, опирающуюся на улучшение привлекательности продукта, его инновационность, улучшение сервиса продаж и т.д.
По масштабам рынков и развития конкуренция может быть:
— индивидуальной;
— местной;
— отраслевой;
— межотраслевой;
— национальной;
— глобальной.
По соотношению характеристик спроса и предложения выделяют:
— чистую конкуренцию, которая является предельным случаем совершенной конкуренции и возможна лишь в отраслях мелкотоварного массового спроса;
— олигополистическую конкуренцию, при которой на рынке действует несколько крупных производителей, выпускающих сходный ассортимент продуктов;
— монополистическую конкуренцию, когда существует множество участников рынка, предлагающих продукты, дифференцированные по качеству.
Что такое конкуренция простыми словами?
Наиболее простое определение, что такое конкуренция: это борьба между предпринимателями за повышение прибыльности своих предприятий. Поскольку количество потребителей является ограниченным, рынок не может потребить любое количество товаров: спрос на них тоже является ограниченным.
Конкуренция – это борьба за спрос, за возможность беспрепятственно и с максимальной выгодой продавать свои продукты, для чего используются самые разные способы и приемы.
Конкуренция выгодна потребителю и всей экономике в целом, но только до тех пор, пока производители действуют в рамках закона и здравого смысла.