Главная / Государство и право / Что такое ЗАГС и для чего он нужен?

Что такое ЗАГС и для чего он нужен?

У большинства людей ЗАГС ассоциируется с бракосочетанием, свадебными колечками и торжественным маршем, но в действительности его полномочия намного шире.

Помимо росписи молодоженов, он выполняет немало других функций и необходим человеку с самого рождения. Что же еще делают в стенах ЗАГСа? Для чего нужна эта организация?

Что такое ЗАГС?

ЗАГС – это старая аббревиатура, используемая практически с момента образования Советского Союза. Термин расшифровывается как «Запись актов гражданского состояния» и подразумевает под собой государственное учреждение, которое занимается регистрацией факта рождения либо смерти людей, усыновления, изменения фамилии, а также заключением и расторжением брака. Деятельность ЗАГСов регулируется федеральным законодательством и правовыми актами органов исполнительной власти.

До появления СССР все эти функции выполняли церковные служители. Прообраз ЗАГСа уходит корнями во времена Петра I, который первым издал указ о регистрации гражданского состояния и поручил церкви записывать в книги данные о родившихся, умерших или заключающих брак.

С утверждением советской власти религия была названа «опиумом для народа», поэтому полномочия священников перешли в руки специальных учреждений при городских и районных управах. ЗАГСы появились согласно декрету от 18 декабря 1917 года и стали вести специальные книги записей брака, смерти и рождения.

С момента своего образования ЗАГСы не предлагали никаких развлекательных мероприятий на свадьбу. Молодожены вносили установленный законом гербовый взнос и ставили свои подписи в нужной графе.

Впоследствии работники ЗАГСов стали напутствовать молодых добрым словом, а в дальнейшем возникли традиции, связанные с обручальными кольцами, торжественным маршем и шампанским. После Второй мировой войны процедура бракосочетания превратилась из сухого и скучного занятия в настоящий праздник для жениха и невесты.

Основные функции ЗАГСа

На сегодняшний день деятельность ЗАГСа не ограничивается лишь регистрацией рождения, брака или смерти. В учреждении фиксируют смену персональных данных, устанавливают факт отцовства, удочерения либо усыновления.

Кроме того, в ЗАГСы обращаются по вопросам, связанным с наследованием, собственностью на имущество, оформлением пособий. Работники организации выдают оригиналы документов, делают дубликаты утерянной либо украденной документации, а также восстанавливают определенные актовые записи.

Словом, через ЗАГСы проходит значительная часть официальных бумаг, отражающих жизнь всех граждан государства.

Кто работает в ЗАГСе?

Все сотрудники ЗАГСа имеют юридическое образование, благодаря чему могут давать консультации, базирующиеся на текущем законодательстве. В первые годы существования учреждений документами занимались преимущественно мужчины, однако со временем в правительстве СССР пришли к выводу, что олицетворением семьи должна выступать женщина. По этой причине до сих пор подавляющее большинство работников ЗАГСа составляют представительницы прекрасного пола.

Нередко сотрудники учреждения являются творческими личностями, ведь в их обязанности входит проведение красивой, душевной свадебной церемонии, которая должна запомниться молодоженам на всю семейную жизнь. В отдельных случаях работникам ЗАГСа приходится принимать на себя обязанности психолога, поддерживая людей при разводах или после смерти близких.

Зачем нужен ЗАГС?

Любые изменения гражданского состояния должны быть в обязательном порядке зарегистрированы. Без официальных документов, выдаваемых ЗАГСом, человек может столкнуться с множеством трудностей.

К примеру, без свидетельства о рождении детей мать не сможет получать пособие от государства либо встать на учет в поликлинику, а без свидетельства о браке супруги не смогут подтвердить свои родственные отношения.

Регистрация актов производится, прежде всего, в интересах самих людей, поскольку любой документ, выданный ЗАГСом, не требует дополнительного подтверждения со стороны других государственных органов.

Кроме того, ЗАГС необходим для ведения и хранения архивных записей. Все документы сохраняются в учреждении 75 лет, поэтому в случае утери достаточно обратиться к его сотрудникам и легко их восстановить.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *