Учет и контроль – важная часть функций любой государственной структуры. Эти функции действуют и в отношении индивидуальных предпринимателей – людей, которые сами создают для себя рабочие места и занимаются частным бизнесом, подпадающим под определение ИП.
Для того, чтобы получить разрешение от государства на ведение предпринимательской деятельности, необходима регистрация в ЕГРИП – Едином Государственном Реестре индивидуальных предпринимателей.
Зачем нужен ЕГРИП?
Ведение ЕГРИП позволяет государственным структурам, прежде всего – налоговой инспекции, следить за деятельностью предпринимателей, контролировать регулярность уплаты ими налогов и других сборов в госбюджет и социальные фонды.
Кроме того, единый госреестр дает возможность любому гражданину или организации без труда получить сведения об интересующем субъекте бизнес-деятельности: убедиться в том, что предприниматель работает на законных основаниях или, наоборот, выявить нарушителя законодательства, получающего доход от бизнеса без регистрации в ЕГРИП.
Какие сведения содержатся в ЕГРИП?
При регистрации каждый предприниматель подает в ЕГРИП сведения о себе, установленные нормами законодательства. Эти сведения находятся в широком доступе, и их может получить любой желающий. Информация, хранящаяся в ЕГРИП, содержит:
— личные данные предпринимателя – ФИО на русском языке (в том числе и для иностранных граждан), дату рождения, половую принадлежность, место рождения;
— гражданство и адрес проживания в РФ;
— данные паспорта или другого удостоверения личности предпринимателя, для иностранных граждан – РВП или ВНЖ;
— дату госрегистрации в качестве предпринимателя и учетные данные подтверждающего документа;
— ИНН предпринимателя;
— дату регистрации в налоговой службе;
— выбранные коды ОКВЭД;
— сведения о полученных лицензиях;
— номер и дату выдачи свидетельства регистрации в ФСС и ПФ.
Если данные предпринимателя отсутствуют в ЕГРИП – следовательно, он осуществляет свою деятельность незаконно и может быть за это привлечен к ответственности.
Для чего может понадобиться выписка из ЕГРИП?
Выписка из ЕГРИП – один из наиболее нужных для ведения предпринимательской деятельности документов. Предъявить ее требуется:
— чтобы открыть счет в банке или получить кредит;
— чтобы участвовать в торгах и тендерах;
— чтобы заключить контракт с партнером или контрагентом;
— чтобы подтвердить свои полномочия в бизнес-переговорах;
— чтобы осуществлять операции с недвижимым имуществом;
— чтобы получить лицензию или разрешение на некоторые виды деятельности;
— чтобы вести тяжбу в суде.
Выписка может быть предъявлена в бумажном и электронном виде, однако если сведения в том и другом вариантах различаются, действительным считается бумажный документ.
Как получить выписку из ЕГРИП?
Получить выписку из ЕГРИП несложно: для этого нужно обратиться в налоговую инспекцию по месту регистрации предпринимателя. Сделать это можно одним из трех способов.
1. Лично явиться в местное отделение налоговой инспекции, оплатить пошлину и заполнить заявление в установленной форме. Оформление выписки занимает 5-7 дней.
2. На официальном сайте ФНС предприниматель может получить выписку из ЕГРИП о собственной регистрации. Выписка предоставляется в электронном виде в качестве ссылки, действительной в течение 5 дней.
Если необходима выписка в бумажном виде, ее можно получить либо по почте, либо явившись лично в свое отделение налоговой службы.
3. Обратиться в специализированную юридическую компанию, оплатив ее услуги, и получить выписку в срок от 1 до 5 дней с доставкой курьерской почтой.
Следует знать, что предприниматель имеет право получить выписку на себя совершенно бесплатно, если документ изготавливается в течение недели.
За срочную выписку, либо выписку на другое лицо необходимо заплатить госпошлину: 400 рублей – за срочное оформление документа и 200 рублей – за обычную выписку.