Главная / Общество / Какой праздник отмечают в России 4 ноября?

Какой праздник отмечают в России 4 ноября?

4 ноября 2005 года в России впервые отметили новый праздник — День народного единства.

Он посвящен исторической дате четырехсотлетней давности — освобождению в 1612 году Москвы от польско-литовских захватчиков народным ополчением, которым руководили Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Об исторической канве праздника

События тех давних лет приходятся на период Смутного времени в России и датируются 1584 — 1613 годами. Наследником Ивана IV Грозного был Федор Иоаннович, взошедший на трон в 1584 году. Но фактически государственными делами управлял его шурин Борис Годунов.

Бездетный Федор Иоаннович своим преемником назвал царевича Дмитрия, но мальчик погиб в Угличе. Он был последним из рода Рюриковичей.

После смерти Федора Иоановича царица Ирина отказалась от престола в пользу своего брата Бориса Годунова. На период его царствования и пришлось Смутное время. Бориса Годунова в народе упорно считали «погубителем царского корени».

В народе упорно ходили слухи, будто царевич Дмитрий был чудом спасен. Появление самозванца Лжедмитрия I послужило основанием для укрепления убеждений, что правление царя Бориса незаконно. Лжедмитрий получил поддержку поляков и с собранным войском из польских авантюристов и запорожских казаков пересек границу России.

Борис Годунов умер в 1605 году — в самый разгар войны. Армия Годунова сразу же изменила преемнику царя — его сыну Федору. Он был убит вместе с матерью 10 июня 1605 года, а 20 июня торжествующий самозванец вместе с поляками без боя вошел в Москву. Через год боярская оппозиция совершила переворот и Лжедмитрий I был убит.

Но уже в 1607 году под стенами Москвы появился Лжедмитрий II. Воспользовавшись ослаблением Руси, в том же 1607 году на Русь напали крымские татары, которые занялись разорением центральных областей. Польско-литовские войска захватили Тверь, Кинешму, Суздаль и Шую.

Поляки беспощадно грабили даже те города, которые признали власть Лжедмитрия II и получали с них «кормления». Национально-освободительное движение, возникшее в конце 1608 году, было вызвано именно этими обстоятельствами.

В 1610 году польские войска вновь овладели Москвой, она присягнула на верность королевичу Владиславу. Но восточные и северно-западные города «сели в осаду». Было сформировано 1-е Ополчение князя Дмитрия Трубецкого, Ляпунова и атамана Заруцкого. Весной 1611 года они заняли часть Китай-города и Белый город и держали осаду Кремля до прихода второго ополчения.

Бесчинства поляков не имели предела. Перед самым приходом ополчения, 17 марта, поляки устроили резню, в которой только в одном Китай-городе погибло около 7 тысяч человек.

2-е народное ополчение было сформировано земским старостой из Нижнего Новгорода Кузьмой Мининым. В качестве военного предводителя он пригласил князя Пожарского.

В конце августа 1612 года ополчение выступило из Ярославля в Москву. В сентябре ополченцы разгромили войска гетмана Ходкевича, который хотел соединиться с гарнизоном Речи Посполитой в Московском Кремле, а 22 октября (по новому стилю — 4 ноября) 1612 года — второе ополчение взяло штурмом Китай-город.

Князь Пожарский вступил в Китай–город с иконой Казанской Божьей матери в руках. Еще через 4 дня польский гарнизон капитулировал.

Этому славному событию и посвящен День народного единства, который знаменует исторический перелом в судьбе России и конец Смутного времени. В 1613 году Земский собор избрал новым царем Михаила Романова, а 4 ноября стал большим православным праздником Казанской иконы Божьей Матери.

О политической канве праздника

Косвенным поводом для установления праздника, связанного с событиями, которые произошли 400 лет назад, послужила отмена празднования Дня Великой социалистической революции. Замена происходила в два этапа.

В 1996 году первый президент России Борис Ельцин своим указом оставил 7 ноября праздничным днем, но под названием «День согласия и примирения». Таким образом, суть праздника стала совершенно другой. Вторым этапом отмены празднования «красного дня календаря» стали внесенные изменения российским президентом Владимиром Путиным в 2004 году в статью 122 Трудового кодекса РФ и установление нового праздника Дня народного единства с новой датой — 4 ноября.

Поскольку со сложной и запутанной историей Смутного времени в России знакомо достаточно небольшое количество людей, новый праздник вначале был воспринят с некоторым недоумением. Отношение к нему было неоднозначным.

Возможно, что решающую роль сыграла поддержка идеи Дня народного единства Патриархом Московским и всея Руси Алексием. Он объяснил суть и смысл праздника 4 ноября, назвав его днем напоминания о том, как россияне разных вероисповеданий и национальностей преодолели разобщенность, объединились, победили недругов и установили гражданский мир.



Один комментарий

  1. Для тех, кто претендует, а то и стал ГОСПОДАМИ — праздник 4 ноября и раньше, и не рабочий день.

    Для трудящихся 7 ноября — рабочий день: трудящимся работать, господам шельмовать!

    Ход Истории неотвратим:

    Или победа того о чем смутно представляли в 17 году, когда удалось сделать шаг в будущее человечества.
    Или со всеми его коммивояжерами и обманутыми, и желающими обмануться, и просто тупыми, и отдельными единицами самонадеянных умников — увы, конец человечества, в лучшем случае, как сытого скота в современном сельском хозяйстве.
    А История пойдет без Человечества, и, может быть, даже и не в Солнечной системе!

    Чем отличаются люди от скота, если они отказываются от будущего своего вида, соглашаясь с коммивояжерами от капитализма и отказываясь от развития тех представлений, которые смутно маячили в 17 году, когда удалось сделать шаг в будущее человечества.

Добавить комментарий для A. M. Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *