В переводе с английского языка термин «mentality» обозначает «мыслительный». Впервые его начал использовать Р. Эмирсон в середине девятнадцатого века.
Проблема изучения ментальности нашла свое отражение в трудах таких ученых, как Ж. Лефевр, Г. Лебон, Э. Фромм, Л. Леви-Брюль, З. Фрейд, К. Юнг, Й. Хейзинг. Анализируя менталитет разных стран, народов, групп, социальных эпох, перечисленные мыслители определили, что менталитет оказывает влияние на многочисленные биологические, климатические, культурные и социальные факторы.
Именно на его основе возникают подсознательные импульсы, заставляющие человека думать и действовать конкретным образом в той или иной ситуации.
Менталитет – это распространенный в конкретной группе мыслительный образ об иной социальной группе, личности, организации. Это форма группового сознания, позволяющая осмысленно оценить своеобразное восприятие политическими и социальными группами какого-либо общественного процесса.
Менталитет отражает как ценностное, так и рациональное, иррациональное и чувственное отношение социума ко всем составляющим сложившейся обстановки. Он способствует сплочению народа и гарантирует целостность социальной группы, базирующуюся на утвердившихся в ней подходах и нормах поведения.
Социологи и политики всегда учитывают ментальное своеобразие религиозных, национальных и социальных объединений, с которыми взаимодействуют.
Внимание обращается на устойчивость, постоянство, длительность и сложность трансформации взглядов и действий в ходе проведения общественных реформ. При этом повлиять на представления группы о правилах и нормах путем навязывания информации не только сложно, но и опасно – искусственное формирование народного мировоззрения чревато деструктивными последствиями.
Если говорить более простым языком, то менталитет объединяет представления о времени и пространстве, социальном и природном окружении, самом себе и иных людях. Оценивая собственный менталитет, человек может сравнивать, как изменялось его мнение, касающееся тех или иных событий, на протяжении определенного временного промежутка.
Это позволяет осознать, что менталитет – общий для народа фактор, поскольку люди, живущие в одной стране или являющиеся участниками более мелкой социальной группы, в норме изменяются одновременно, т.к. на них воздействуют одинаковые факторы.
Ученые выделяют несколько видов менталитета:
— первобытный, античный, средневековый;
— азиатский, европейский;
— мужской, женский, детский;
— тоталитарный, бюрократический, революционный;
— религиозный;
— интеллигентский, крестьянский и некоторые другие.
Важна также классификация менталитетов различных уровней:
— групповой;
— индивидуальный;
— общенародный (мнение всей нации, большинства людей определенной национальности);
— коллективный.
Нельзя сказать, что менталитет постоянен. С годами он «окрашивается» новыми чертами, хотя происходит это очень медленно. Инерция ментальности всегда поэтапна. Она предполагает внешние и внутренние толчки, которые помогают группе сформировать новые представления об изменившихся условиях. Политическая и экономическая сферы развиваются гораздо быстрее и эффективнее менталитета.
Представления о действительности, присущие разным народам, формировались в имевших место быть социальных, экономических, политических, общественных, духовных и культурных обстоятельствах. Именно поэтому изменить в них что-то быстро невозможно. Одни нации являются эгоистичными и нацеленными на обогащение, другие – дружелюбными и миролюбивыми.
Конечно, нельзя утверждать, что все люди, проживающие на территории одной страны, мыслят практически одинаково. Однако ясно одно: их способ мышления схож и многие факторы они классифицируют, прибегая к аналогичным методам.
При этом резкая смена взглядов на происходящее говорит о кризисе идентичности личности и глубоких внутренних переменах, что не всегда хорошо для руководителя группы, которая не желает кардинальных перемен.