Главная / Наука и образование / Зачем нужны сочинения?

Зачем нужны сочинения?

Сочинять что-то новое довольно сложно. Писать свои сочинения было непросто даже талантливым поэтам и писателям – работа над словом требует от автора не только одаренности, но и большого внимания, сосредоточенности.


Что же тогда говорить об учениках средних школ? Для них написание сочинения становится обычно задачей непростой, затратной с точки зрения времени и прилагаемых усилий. Редкий ученик не восклицал в свое время с досадой: «Зачем вообще нужны эти сочинения?!».

Сочинение – это один из видов творческой работы учащихся. Уже со второго класса детям предлагают выразить свое мнение по тому или иному вопросу в письменной форме. Конечно, такие «сочинения» не идут ни в какое сравнение с работами, которые пишут старшеклассники, но эта форма организации учебного процесса будет сопровождать учащегося на протяжении всех лет учебы. Для чего же нужны сочинения и какие задачи они призваны решить?

Развитие речи

Необходимость формулировать свои мысли, подбирать нужные слова, подыскивать синонимы, чтобы избежать повторений – все это положительно влияет на уровень развитии речи ребенка. При написании сочинений ученик употребляет слова и оперирует понятиями, которые в обыденном общении не используются, тем самым он увеличивает свой активный словарный запас.

Речь имеет непосредственное отношение к интеллекту – чем более богат лексикон человека, тем большее количество понятий он различает и тем более точно может выразить свою мысль. И невозможно переоценить роль письменных творческих работ в вопросах развития речи.

Развитие творческих способностей

Сочинение позволяет ребенку подойти к заданию творчески, создавая свое собственное произведение на данную тему. Выразить свои чувства, описать настроение, рассказать об интересном событии – все это учащийся может сделать в сочинении. Развитие творческих способностей необходимо для воспитания гармоничной личности – и в этом смысле сочинение представляет просто неограниченные возможности: сочинение-описание, сочинение-размышление, сочинение в стихах – все это дает ребенку шанс раскрыться с новой, неожиданной для окружающих, да и для самого себя, стороны.

Закрепление пройденного материала

На практике, при написании творческих работ, значительно лучше усваиваются теоретические знания: орфография и пунктуация, если говорить об изучении языка. Если же тема сочинения – литературное произведение, такая работа помогает ребенку лучше его изучить. Отвечая на поставленный вопрос, учащийся обращается к тексту, перечитывает значимые отрывки, обдумывает его содержание. Все это способствует более глубокому усвоению материала.

Развитие мышления, формирование жизненной позиции

В отличие от изложения, в сочинении, как правило требуется произвести анализ предложенной ситуации или литературного произведения, высказать свое к нему к нему отношение. Так у ребенка, подростка или молодого человека появляется необходимость оценить событие и ситуацию, выработать и озвучить собственное мнение.

Сочинение дает маленькому человеку возможность задуматься над вопросами, которые и интересны, и важны для духовного становления личности.

Между тем, если спросить у детей, какое из заданий для них для них самое сложное, самым популярным ответом будет именно сочинение. Это еще раз подтверждает, что думать – самая непростая работа в мире.

Развитие логического мышления

Уже начиная со средней школы при написании сочинений недостаточно провозгласить свое мнение или обозначить позицию. Свой ответ нужно должным образом аргументировать: «Я так думаю, потому что…». Даже если речь идет о довольно простых доводах, в соответствии с возрастными возможностями ребенка, обосновать свою позицию он все-таки должен.

Кроме того, сочинение пишется по заранее составленному плану. Это позволяет ребенку избежать сумбура и научиться логически выстраивать изложение своих мыслей.

2 комментария

  1. Сочинения нужны для того, чтобы залезть ученику в душу, заставить рассказать о своих интимных переживаниях, подвергнуть психологическому насилию через навязанное принуждение размышлять о неинтересной, нецелесообразной чуши. Это психологическая пытка, аналог китайской пытки с бесполезным откапыванием-закапыванием ям.

    • Мне стало страшно от Вашего комментария. Разве учиться думать, красиво высказывать свои мысли и быть образованным — это пытка?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.