Главная / Литература и искусство / Кто такой нигилист в романе «Отцы и дети»?

Кто такой нигилист в романе «Отцы и дети»?

Ключевым действующим лицом романа великого русского писателя И.С. Тургенева «Отцы и дети» является молодой разночинец Евгений Базаров.

Он придерживается модного в то время мировоззренческого направления – нигилизма, противопоставляя его традиционным ценностям и устремлениям российского общества.

Кто такой нигилист?

Слово «нигилизм» образовано от латинского «nihil», означающего «ничто». Это философско-экзистенциальная позиция, заключающаяся в отрицании в человеке любого духовного начала. Нигилист утверждает, что люди суть не более чем биологические организмы, снабженные мыслительной функцией.

История возникновения и развития этого течения уходит корнями в десятый-одиннадцатый век, но тогда нигилистами называли еретиков католического христианства, отрицавших существование у Христа человеческой природы. Как видим, нигилистическое мировоззрение за тысячу лет из одной крайности перетекло в другую, противоположную первой.

В девятнадцатом столетии, на момент написания романа «Отцы и дети», наиболее образованные слои европейского общества проявляли огромный интерес к естественным наукам. Изучение окружающего мира, стремление понять, как устроены живые организмы, совпало с ослаблением в обществе роли религии, вызванным прокатившимися по континенту революциями.

Неудивительно, что наиболее активные и мыслящие молодые люди с восторгом восприняли самые радикальные на тот момент идеи. Отрицание духовного начала в человеке стало еще одной ступенькой, приведшей впоследствии Россию к разрушительным революциям, в корне изменившим облик нашей страны.

Евгений Базаров и его взгляды

Главный герой романа «Отцы и дети», Евгений Базаров, показан автором как человек, придерживающийся исключительно материалистических взглядов на мир и свое собственное в нем место. Базаров подчеркнуто прагматичен, его можно даже назвать циником, о чем он не стесняется заявлять в лицо хозяину усадьбы, в которой находится в гостях.

Он отрицает христианство, как, впрочем, и любую другую религию. Литературу, живопись и прочие виды искусства он считает бесполезным занятием, которое, кроме глупого романтизма, не дает деятельному человеку ничего.

К окружающей природе Базаров относится как к мастерской, в которой человек должен работать, преобразуя окружающий мир для собственных нужд. Инструментом для этого он считает науку, которая должна стать основой развития человечества. Эмоциональная сфера жизни, любовь, дружба, симпатия для него – ненужный хлам, с которым необходимо расстаться, чтобы он не мешал действовать.

Как видим, мировоззрение Базарова во многом напоминает «атланта», описанного американской писательницей и философом Айн Рэнд. Прагматизм, целеустремленность, энергия и отрицание духовного начала – вот, по его мнению, качества, которые необходимо иметь каждому человеку.

Столкновение нигилизма и романтизма

В романе «Отцы и дети» Базаров представляет, разумеется, «детей» — своеобразное «поколение next» девятнадцатого века. В роли «отцов» выведен хозяин усадьбы, помещик Павел Кирсанов – человек традиционных взглядов, неглупый, добрый и порядочный. В диалогах Базарова и Кирсанова отчетливо проявляется сущность нигилистического мировоззрения.

Вначале оно, безусловно, выглядит привлекательно, во многом благодаря внутренней энергии Базарова, который полон желания устроить мир более разумно и удобно. Однако с развитием сюжета книги все более явственно проявляется нежизнеспособность нигилизма, его ущербность и калечащий душу примитивизм.

Это проявляется в истории взаимоотношений Базарова с Анной Одинцовой, богатой и красивой помещицей, живущей по соседству с Кирсановыми. Евгений влюбляется в эту женщину, но отчаянно стыдится своих романтических порывов. Душевное опустошение героя отчетливо видно в его взаимоотношениях со своими пожилыми родителями, проявления любви которых к сыну его только раздражают.

В итоге человек, который искренне хотел быть полезным людям и преобразовать мир вокруг себя, совершает массу глупых, бессмысленных и постыдных поступков, оказавшись во власти той самой любви, которую он так яростно отрицал. Впрочем, он находит в себе силы признать ошибки и уезжает к родителям, чтобы оказывать в деревне медицинскую помощь крестьянам.

В образе Базарова И.С. Тургенев продемонстрировал истинную сущность нигилистического мировоззрения – его антигуманность, примитивизм и искусственность. Нелепая смерть героя от заражения крови поставила жирную точку в споре отцов и детей, аннигилировав нигилиста.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *