Главная / Литература и искусство / Что такое фельетон в литературе?

Что такое фельетон в литературе?

Когда-то в прошлом газеты начинали читать с последней страницы, где печатались фельетоны. На эстраде куплетисты метко замечали о своих стихах: «Что утром в газете, то вечером в куплете». Эффектные фразы фельетонов были у всех на слуху. Что же такое фельетон?

Кто-то назовет этот литературный жанр «смешным рассказом», кто-то дополнит «на злободневную тему». Третий добавит – «это сатира». И все будут правы. Фельетон – это небольшое публицистическое произведение для газеты или журнала. Имеет сатирическую направленность. Зачастую иллюстрирован карикатурой. Предок фельетона – памфлет.

Фельетон видоизменился от злой сатиры, которая высмеивала монархическую власть во время Французской революции, до мягкого юмора в виде путевых заметок. Современную форму фельетон принял с появлением в России юмористических журналов. Этот жанр показал, что перо также может быть оружием. Журналы закрывали из-за сатирических фельетонов, но они появлялись под другим названием, и фельетоны по-прежнему метко разили в цель.

Отличие фельетона от юмористического рассказа

Цель фельетониста – не вызвать смех, как в юмористическом рассказе, а высмеять. И не просто так, а на основании приведенных в фельетоне фактов. Они не убирают из текста фамилии, организации и даты, как это делают в юмористических рассказах, где текст имеет обобщенную форму.

Перо фельетониста похоже на пику, которой он колет недостатки общества. Если же в фельетоне высмеиваются наиболее частые общественные проблемы, в нем применяется гротеск, то есть преувеличение.

Фельетоны Ильфа и Петрова

Известные фельетонисты Ильф и Петров боролись с такими общественными проблемами, как ханжество, бездушие, бюрократизм у власть имущих. В их фельетонах широко использовался прием гротеска. Характерным примером является рассказ «Саванарыло». Действие в нем развивается по нарастающей.

Сначала редактор долго намекает художнику о том, что он изображает женскую грудь неприлично большой. Художник пытается защититься, но редактор настаивает. Отвоевать грудь не удается, так как редактор требует: «Молоденькую и без признаков!». Отстоять бедра также не удается. В конце концов художника еще и обвиняют за то, что он женат.

Вторая сцена – беседа актрисы с режиссером, который весьма недоволен ее цветущим видом, стройностью, грудью и жемчужно-белыми зубами. Все это он называет «изъянами». Впрочем режиссер признает, что у актрисы есть талант и советует ей сгорбиться. Для этого ассистент вешает на шею несчастной тяжеленные подковы. Чтобы скрыть «симметричные» глаза, один глаз ей завязывают черной тряпицей и только затем разрешают сыграть роль.

На пике действия изображается сцена о выступлении женского балета. Девушек обряжают как Чарли Чаплина и выдают им усы.

В конце концов авторы говорят все, что думают о подобных администраторах. Они сравнивают их с глупой гувернанткой, которая никогда не выходила на улицу. Ведь это неприлично – там же мужчины, а под одеждой они же голые!

Фельетоны Зощенко

Для фельетонов Зощенко характерен интересный прием – простонародная речь персонажей, которая оживляет текст. Этим они себя и обличают, и выставляют в смешном свете. Герои Зощенко могут показаться и культурными, и интеллигентными, но только до тех пор, пока не заговорят. Или же их бескультурье выдают их бестактность, грубость или глупость.

В рассказе «Аристократка» мужчина пригласил даму в театр, но при этом даже не подумал, что при этом не мешало бы ее угостить. И когда в буфете аристократка съела целых три пирожных и потянулась за четвертым, ее кавалер возмущенно кричит «Ложи взад!». Далее следует выяснение, нужно ли платить за смятое пирожное. В споре задействована вся очередь, которая разделилась на два лагеря. Мужчина выворачивает карманы, наполненные барахлом, и чувствует обиду. Он дает себе зарок никогда больше не встречаться с «аристократками».

На что способен фельетон?

И фельетон действительно действует! Задача фельетониста в том, чтобы общество исправило свои недостатки. И так действительно бывает, если в произведении показано настоящее безобразие. В фельетоне А. Аграновского «Труба», опубликованном в 1967 году, рассказывается о том, что десять человек почти месяц укладывали трубы. Они отказались от выходных и отдавали все силы этой важной для страны стройке. Однако как только они закончили работу, им приказали разрезать трубы на куски и утилизировать. Вина была списана на проектировщиков, которые три раза меняли проект. В результате получился сизифов труд с миллионными затратами.

После публикации фельетона в редакцию пришло письмо от администрации стройки. Виновных наказали, а по вопросу строительства было проведено расследование. В результате правительством был принят закон о материальной ответственности организаций. Вот так фельетоны меняют жизнь общества!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: