Главная / Литература и искусство / Что такое бестселлер в литературе?

Что такое бестселлер в литературе?

Часто при посещении книжного магазина мы видим на полках цветные издания, украшенные надписями «продано более 1 миллиона экземпляров» или «абсолютный хит в более 100 странах мира».

Такие книги называют «бестселлерами» и вносят в списки лучших произведений литературы. Их с упоением читают, раскупают как горячие пирожки, хранят на самых доступных местах в библиотеке. Но что такое бестселлер? Что понимают под этим словом?

Что означает слово «бестселлер»?

В русском языке термин «бестселлер» стал употребляться не так давно. Его происхождение связано с сочетанием двух английских слов – best (лучший) и seller (продаваемый товар).

В применении к литературе понятие можно трактовать как «ходовая книга» или «продаваемая лучше других». В российской книготорговой практике термин известен всего несколько десятилетий, но в мире его широко используют уже более века.

Что такое бестселлер?

В литературе бестселлером называют книгу, которая входит в число наиболее продаваемых. Если проводить аналогию с другими жанрами искусства, то например, в музыкальной сфере у понятия есть синоним «хит» или «шлягер», а в кинематографе – «блокбастер». Какая именно книга может быть отнесена к бестселлеру?

На сегодняшний день существует, по крайней мере, три трактовки этого термина. По одной из версий, под бестселлером понимают любое печатное издание, которое было выпущено (и раскуплено) тиражом 50 тысяч и более экземпляров. Это может быть как детектив или женский роман, так и пособие по физкультуре, цветоводству или ремонту.

По другой версии, бестселлер – это самое удачное произведение в литературе, популярность которого устанавливается различными рейтингами. Проблема в том, что эти рейтинги не всегда достоверны, а иногда попросту сфабрикованы.

Третья версия предполагает, что бестселлер – это насыщенная событиями книга, содержащая в себе много полезной информации. Сведения могут быть и бесполезными, но признанными читателями как эксклюзивные. Если связать между собой все версии, можно сказать, что за этим понятием скрывается литературное произведение, которое сочетает в себе высокие тиражи, успех на рынке и качественные параметры.

Когда появился первый бестселлер?

Понятие «ходовая книга» возникло в мире одновременно с появлением печатных изданий. Сам термин «бестселлер» начали использовать в 1889 году, когда американский журнал The Bookman впервые опубликовал рейтинг книг, имевших коммерческий успех. В первой половине XIX столетия бестселлерами считали книги Вальтера Скотта, а в 1870-х безоговорочным лидером по числу напечатанных и проданных экземпляров стал Жюль Верн.

В XX веке бестселлерами были признаны роман «Унесенные ветром», отдельные произведения Агаты Кристи, Стивена Кинга, Клайва Льюиса. В современном столетии на лидирующие позиции вышли книги о Гарри Поттере писательницы Джоан Роулинг.

В 2001 году газете The New York Times, регулярно представляющей рейтинг бестселлеров, даже пришлось вводить отдельную категорию для детских книг, поскольку романы «Философский камень», «Тайная комната» и ряд других на протяжении года занимали все первые строчки в списке успешных изданий.

В России термин «бестселлер» появился в 1990-х годах благодаря развитию отечественного книгопечатания. В эпоху СССР подобные разграничения между спросом и предложением не признавались, поэтому советские типографии в массовом количестве печатали произведения Ленина, Брежнева и других политических деятелей, уделяя мало внимания более популярным Пикулю, Юлиану Семенову или братьям Вайнерам.

Все изменилось после распада СССР, когда книжный рынок стал удовлетворять спрос на успешные издания. Среди современных русских бетселлеров можно упомянуть отдельные произведения Марининой, Донцовой, «Турецкий гамбит» Акунина или «Ночной дозор» Лукьяненко.

Как книга становится бестселлером?

Процесс превращения напечатанной книги в бестселлер является своего рода таинством литературной индустрии. Маркетологи не раз проводили исследования и анализировали различные параметры произведений, которые способны превратить издание в хит продаж. Однако универсального рецепта так и не обнаружили.

Поведение читателей непредсказуемо – иногда одна книга становится бестселлером, а другая, ни в чем ей не уступающая, так и остается за гранью успеха. Но все-таки исследователи сумели установить, что наибольшей читаемостью отличаются произведения, которые сосредоточены на отношениях персонажей.

Какие-то выдуманные сюжеты или миры могут стать модными на определенное время, но вскоре их забывают, а отношения между людьми всегда актуальны и интересны для рядового читателя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: