Главная / Экономика и финансы / Что такое торговая марка и товарный знак? Зачем они нужны?

Что такое торговая марка и товарный знак? Зачем они нужны?

Рыночная экономика базируется на конкурентном способе предложения потребителю произведенных разными предприятиями товаров либо услуг.

При этом каждый производитель стремится выделить свои продукты из общей массы, сделать их узнаваемыми, поскольку немалая часть продаж осуществляется за счет репутации компании, а также создаваемых ею рекламных образов.

Для того, чтобы выделить свои продукты в ряду аналогичных предложений, компании широко используют действенные маркетинговые инструменты – торговую марку и товарный знак.

Что такое торговая марка и товарный знак?

В русском языке до сих пор нет четкого определения разницы между торговой маркой и товарным знаком. Оба эти словосочетания обозначают примерно одно и то же – отличительный признак, которым обозначают продукцию определенного производителя и который за рубежом соответствует английскому слову «trademark». Тем не менее, в русском языке это хотя и очень близкие, но не полностью идентичные понятия.

Как правило, товарный знак является предметом интеллектуальной собственности, и его использование регламентируется законодательством. Наиболее близким синонимом «торговой марки» является слово «бренд». Но следует отметить одно отличие: если товарный знак юридически является видом интеллектуальной собственности, то торговая марка – понятие скорее маркетинговое, никаким образом не регулируемое законом.

Создать товарный знак, на первый взгляд, довольно просто. Нужно придумать свой способ маркировки своих продуктов и зарегистрировать его в соответствующем госучреждении. В качестве товарного знака чаще всего используется название компании или продукта, закрепленное в соответствующем логотипе, но это может быть и любое другое отличие – способ упаковки, форма подачи и т.д.

Законодательно не ограничивается способ обозначения товарного знака – так, для компании, выпускающей напитки, это может быть бутылка особой формы (как у «Кока-Колы»), для радиостанции – отрывок определенного сочетания звуков (как у радиостанции «Маяк»). Закон не ограничивает фантазию коммерсантов в оформлении своих товарных знаков, обязывая их только регистрировать свои идеи в соответствии с правилами.

Обязан ли производитель иметь товарный знак?

При регистрации предприятия учредитель обязан указать его фирменное наименование, которое является способом индивидуализации юридического лица, но не продуктов, которые это юридическое лицо производит. Чтобы индивидуализировать выпускаемые товары, нужно дополнительно зарегистрировать товарный знак, а индивидуализация оказываемых услуг осуществляется с помощью знака обслуживания.

Наличие товарного знака не является обязательным для предприятия. Каждый бизнесмен решает сам, нужен ему товарный знак или знак обслуживания. Продукцию можно предлагать потребителю и без него, если соблюдаются условия безопасности и соответствия по качеству.

Виды товарной марки

Зарубежная правовая система использует понятие торговой марки наряду с товарным знаком. При этом торговая марка может быть официально зарегистрированной или получить известность неофициальным путем. Маркетологи различают несколько разновидностей торговой марки и используют их обозначения для продвижения продуктов или создания имиджа производителя.

® (R) – официально зарегистрированная торговая марка. Если другой производитель выпускает свои продукты под этой торговой маркой, ему грозит суровое финансовое наказание.

™ (TM) – официально не зарегистрированная торговая марка. Буквосочетание ™ используется для того, чтобы подчеркнуть, что название используется в качестве торговой марки. При этом любой другой производитель может использовать ™, не опасаясь получить штрафные санкции.

© (C) – обозначение, используемое для авторских прав. Таким значком помечается интеллектуальная собственность – как правило, литературное произведение или текст, изображение и т.д.

℠ (SM) – официально не зарегистрированная торговая марка в сфере услуг. Ближайшим российским аналогом является знак обслуживания.

В России право на товарный знак действует в течение десяти лет, после чего его нужно возобновлять. За рубежом «trademark» остается действительным в течение двадцати лет.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *