Главная / Экономика и финансы / Что такое олигополия в экономике?

Что такое олигополия в экономике?

Рыночный капитализм характеризуется чрезвычайно жёсткой конкуренцией между производителями. В ходе экономической борьбы нередко мелкие производства разоряются и гибнут либо поглощаются более крупными предприятиями.

В итоге весь рынок может оказаться захваченным несколькими крупными концернами, предлагающими продукцию примерно одинакового ценового и качественного уровня либо распределившими между собой сегменты рынка. Такую ситуацию в экономике принято называть олигополией.

Что такое олигополия?

Согласно классическому определению, олигополией называют ситуацию, когда на рынке присутствует всего несколько, не более десятка, конкурирующих компаний. Это может объясняться разными причинами – поглощением более слабых конкурентов, высоким порогом вхождения в рынок (как, например, обстоит дело в самолётостроении) и т.д.

При этом все олигополии придерживаются заранее оговоренных «правил игры», т.е. удерживают цены на определённом уровне, чтобы не лишать ни себя, ни других игроков «заслуженного» уровня прибыли. Такая ситуация может удерживаться довольно долгое время.

Ценовая конкуренция для олигополистического рынка, как правило, лежит в запретной зоне. Конкурентная борьба ведётся другими путями – удешевлением себестоимости за счёт отчаянного снижения качества, проведением разнообразных рекламных акций, использованием дизайнерских ухищрений и т.д.

Нередко олигополии вступают в негласный сговор друг с другом, принимая меры, чтобы максимально затруднить, а лучше – сделать вообще невозможным появление на рынке ещё одного конкурента. Для этого выстраиваются законодательные барьеры, перекрывается доступ для «чужаков» к сырьевым ресурсам, используются другие ограничения. Т.е. создаётся видимость конкурентного рынка, но на самом деле он имеет множество признаков монополии.

Характерной чертой олигополии является постоянное наблюдение за малейшими изменениями у конкурентов, вплоть до промышленного шпионажа. Поэтому любая олигополия лишена шансов сделать внезапный и нестандартный шаг, вся её стратегия обдумана и подчиняется обоснованной логике, как и бизнес-стратегии конкурентов.

Две модели поведения олигополии

Для олигополии существует два основных варианта выстраивания стратегии на рынке: согласование с другими участниками рынка основных аспектов развития (кооперативный тип стратегии) либо несогласованные действия на свой страх и риск (некооперативный тип стратегии). Но в этих рамках разработаны и применяются различные модели поведения крупных компаний-олигополий.

Картель, или сговор конкурентов, является оптимальным вариантом существования олигополии. Рынок, по сути, становится монопольным, но условия диктует не один, а группа производителей. Размеры прибыли заранее оговорены и разделены между участниками, которые обязуются не устраивать торговых войн с другими участниками картеля и препятствовать заходу на рынок новых игроков. Поскольку в подавляющем большинстве стран сегодня действуют антимонопольные законы, эти договорённости остаются негласными. Как правило, картели недолговечны и существуют ровно до того момента, когда один из участников начинает пренебрегать правилами ради получения более высокой прибыли.

Лидерство по ценам или объёмам, удерживаемое одним из участников рынка, может стать основой для возникновения олигополий. Более мелким, чем лидер, компаниям остаётся подстраиваться под крупнейшего игрока, удерживая установленный им уровень цен или объёмы производства. Лидер должен быть наиболее предусмотрительным и информированным игроком, вовремя реагирующим или даже предугадывающим изменения рынка.

Модель Курно для олигополий заключается в установлении самоподдерживаемого равновесия между компаниями. Сопоставляя информацию о состоянии рынка и конкурентах, компании выбирают оптимальную стратегию, позволяющую достичь стабильности своего положения. Остальные конкуренты поступают аналогичным образом.

Ценовая война (модель Бертрана) возникает, когда все олигополии вступают друг с другом в войну на уничтожение, стремясь поглотить или разорить конкурентов. Постепенно их число снижается, пока не остаётся единственная компания, которая становится монополистом.

Существование олигополий является неизбежностью в тех сегментах рынка, которые требуют с самого начала крупных финансовых вложений. Это авиастроение, автомобильная промышленность, мобильная связь и т.д.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *