Главная / Экономика и финансы / Что такое цена в торговле? Чем она отличается от стоимости?

Что такое цена в торговле? Чем она отличается от стоимости?

Общество, построенное нами за тысячелетия существования цивилизации, базируется на экономическом фундаменте. Чтобы понимать суть взаимоотношений в этом обществе, необходимо иметь хотя бы элементарные знания в сфере экономики.

Одним из основных, базовых экономических понятий является цена – категория, на которой держится вся сущность товарного обмена. Несмотря на его кажущуюся простоту и общеизвестность, человеку без специального экономического образования порой сложно разобраться, что такое цена и чем она отличается от стоимости. Но мы с вами всё же попробуем это сделать!

Что такое цена?

На бытовом уровне всем прекрасно известно, что такое цена: это та сумма денег, которую нужно отдать, чтобы получить нужный вам товар или услугу. Но цены на один и тот же товар могут существенно различаться: в одном магазине батон хлеба можно купить за 10 рублей, а в другом за такой же батон придётся выложить уже 15 рублей.

Если посмотреть шире, то ценой мы называем форму определения ценности материальных или нематериальных благ, которая возникает в ходе их обмена и выражается в денежной форме. Согласно классическому определению, которое используется в экономической науке, ценой принято называть денежное выражение стоимости приобретаемых вами благ.

За тысячелетия существования человечество изобретало различные единицы для стандартизации товарного обмена. На островах Полинезии вместо денег использовали ракушки каури, наши с вами предки оперировали беличьими, куньими и собольими шкурками, а скотоводы Азии расплачивались друг с другом живыми овцами и коровами.

Но наиболее удобной формой эквивалентного обмена всё же стали привычные нам деньги, так как они не имеют собственной практической ценности, поэтому лучше всего отражают колебания цен на различные товары.

Современная теория цен

В современной экономике цена является одним из основных инструментов регуляции спроса и производства товаров. Правила манипулирования этим экономическим показателем базируются на современной теории цен, согласно которой цена в экономике выполняет следующие функции:

— является средством учёта благ, различных по своим свойствам, позволяя сопоставить абсолютно не сравнимые блага – например, килограмм мяса и час работы преподавателя;

— является средством перераспределения благ: так, прибыль от продажи алкоголя и сигарет по завышенным ценам частично направляется на компенсацию низких цен товаров социальной группы;

— стимулирует производство товаров и услуг: чем выше цена какого-либо товара, тем его выгоднее производить и продавать;

— является инструментом для баланса товарного предложения и спроса: товар, предлагаемый по неоправданно завышенной цене, никто не покупает, и цены постепенно снижаются, либо наоборот, товары, пользующиеся повышенным спросом, постепенно растут в цене.

При этом качество реализуемых благ не всегда является фактором, влияющим на их цену для потребителя.

Виды цен в торговле

Современная экономика использует различные принципы ценообразования для достижения поставленных целей. Наиболее часто встречаются цены:

— оптовые для крупных партий однотипных товаров и розничные – для единичных продаж;

— регулируемые, т.е. искусственно сдерживаемые либо завышаемые, и свободные, величину которых определяет только спрос;

— твёрдые (жёстко зафиксированные в контракте), подвижные (способные изменяться в пределах определённого процента) и скользящие (размер которых определяется текущим состоянием рынка);

— публикуемые (в каталогах, прейскурантах) и расчётные (средние по итогам торговых операций);

— сезонные и постоянные;

— цена-нетто (та, которую платит покупатель), цена-брутто (по условиям оптовой сделки) и цена-франко (с учётом транспортных расходов).

Существуют и другие, более узкоспециализированные виды цен.

Различия между ценой и стоимостью

Понятия цены и стоимости чрезвычайно сходны, и нередко их используют как синонимы. Между тем, в экономике чётко различают, когда следует говорить о цене, а когда – о стоимости товара. Основные различия заключаются в следующем.

1. Цена всегда выражается в денежной форме, тогда как для стоимости можно выбрать и другие эквиваленты – к примеру, час рабочего времени, батон хлеба и т.д.

2. Цена – это сумма денег, которую готов заплатить покупатель, тогда как стоимость – это сумма понесённых производителем расходов (себестоимость).

3. Цена влияет на продажи, стоимость – на производство.

4. Цена может существенно изменяться в течение короткого интервала времени, тогда как стоимость меняется более медленно.

Подытоживая вышесказанное, можно заявить, что цена товара складывается из его стоимости и маржи продавца, поэтому стоимость всегда является составной частью цены, но не наоборот.



Один комментарий

  1. Частая тема при обсуждении справедливой торговли — критика существующей организации международной торговли как «несправедливой». Защитники принципов справедливой торговли утверждают, что колебания цен на товары не гарантируют прожиточного минимума многим производителям в развивающихся странах, вынуждая их брать займы с крайне невыгодными условиями. Сторонники справедливой торговли также считают, что рыночные цены не отражают истинной стоимости производства, которая должна включать и экологические, и социальные компоненты стоимости.

Добавить комментарий для Мавра Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *